с крыльца Пермского кафедрального собора пред началом крестного хода
В св. граде Иерусалиме в ночь св. Пасхи совершается, братие, ежегодно сошествие небесного огня. Это дивное чудо всеми христианами понимается как знамение милости Божией к роду человечскому. Поэтому и к восприятию этого чуда все присутствующие готовятся особым обрядом, который есть создание христианского усердия. Все ожидающие пришествия небесного огня на светильники, плачут и каются в своих грехах, размышляя: "Как бы по моим грехам не замедлил снизойти к нам святой огонь!"
И ныне мы, братие, желаем и ожидаем милости Божией - нашего исправления и победы над врагом хитрым и настойчивым. Мы желаем, чтобы огонь небесной благодати растопил и очистил оледеневшие от равнодушия сердца, чтобы блеснула молния Божественной силы и поразила врагов, чтобы они обратились к Богу мира. Но до сих пор, так как мы не спешили сами каяться и обратиться к Богу, то и он не спешил помогать нам. Теперь нам угрожает большая опасность от врагов, занявших много нашей родной земли. Значит, и внутри нас неблагополучно. Поэтому будем испытывать каждый себя, каяться и молиться о своем исправлении.
Испытаем себя, братие, прежде всего, в вере ли мы? Сохранили ли мы веру, преданную нашим предкам святителем Стефаном? Или, может быть, мы давно эту веру заменили своими измышлениями? Соблюдаем ли мы преданное нам св. Церковью благочестие, добрую христианскую жизнь с ее назидательными обычаями и уставами, или, можетбыть, у нас новые особые нравы и обычаи, взятые от мира сего и его злобного князя. Спроси себя, христианин, каков ты сам по себе, в своей личной жизни, хранишь ли ты в чистоте свою душу и тело, или расточаешь их силы бесполезно и только даром бременишь землю? Полезный ли ты член своей семьи, помогаешь ли ты своим родным воспитывать в себе любовь, или ты и их заражаешь своим неверием и нечестивою жизнью? Вспомни, наконец, каков ты, брат, как член общества и государства? Помогаешь ли ты этой великой семье людей жить мирно и безопасно, внушаешь ли ты им взаимную любовь и уважение, или же ссоришь их между собою, способствуешь измене и предательству?
Великое это дело - испытание совести перед Богом во имя общего блага. Оно откроет нам наши внутренние язвы и недостатки души, наши слабости и упущения. Оно возбудит в нас искреннее желание подвизаться о своем исправлении ради общего блага. Оно всех сделает подвижниками, и надо, чтобы оно всех нас сделало такими. Теперь время всем делать и подвизаться для пользы отечества. Кто может сражаться - сражайся; кто не может сражаться - помогай победоносному сражению, хотя бы своей молитвою к Богу. Но пусть каждый помнит, что молитва принесет успех только тогда, когда будет исходить из души, очистившей себя самоиспытанием и покаянием.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи мир подаждь душам нашим: мир со своею совестью, мир с Богом, Который за это благословит люди Своя миром обещественным, гражданским. Аминь.
Речь произнесена на трезвенно-патриотическом празднестве в г. Перми 29 августа 1915 г. на день усекновения главы Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя. Как известно, архимандрит Пимен возглавлял пермское общество трезвости. Им были организованы несколько крупномасштабных акций с крестными ходами, пением, раздачей книг, памятных знаков. Слово о.Пимена было первым, - по мере продвижения крестного хода с речами выступали также преподаватели Пермской духовной семинарии. Опубликовано в "Пермских Епархиальных Ведомостях", №15, 1916 г.
[Назад]