День 20 апреля. "...учитывая реальную внутриполитическую ситуацию в России, следует добиваться того, чтобы вступление в силу ратифицированных Договоров было обусловлено позитивным, с точки зрения российских интересов, решением вопроса о морской границе на Азовском море, только после заключения и ратификации Соглашения о морской границе и только в случае согласия Украины провести, в соответствии с российско-украинским Договором, консультации по "Меморандуму Украина-НАТО..."" Кирилл ФРОЛОВ
Какие-то злые шутники поставили синхронную ратификацию российско-украинских договоров "О Едином Экономическом Пространстве", "О государственной границе между Россией и Украиной" и "Договора между РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" в повестку дня Государственной Думы России и Верховной Рады Украины в день рождения Гитлера, как никто иной пытавшегося навсегда оторвать друг от друга Малую и Великую Русь.
Как известно, 28 января 2003 года Президенты России и Украины подписали закон о государственной границе между Россией и Украиной. Сама линия государственной границы была утверждена первым замминистра иностранных дел В.Трубниковым и замминистра иностранных дел Украины А.Моциком. Единственным неутвержденной линией и границы осталась место ее прохождения в Азовском море. Данный документ невозможно рассматривать в отрыве от "Договора между РФ и Украиной о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива", подписанного президентами РФ и РУ 24 декабря 2003 года. Этот Договор предусматривает признание Азовского моря внутренними водами РФ и Украины, оговаривает согласование действий договаривающихся сторон в вопросах экологи и рыболовства, обеспечивает свободное и бесплатное прохождение "некоммерческих" судов.
Статья 1 "Договора о сотрудничестве в области Азовского моря и Керченского пролива" оговаривает, что "Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между сторонами".
Основное, что вызывает сомнение в тексте Договора, это Статья 5, которая гласит, что "настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами сторон". По сути, этот пункт перечеркивает главное достоинство документа, а именно цитированную выше Статью 1 , гласящую, что главный спорный вопрос о морской границе (Россия настаивает на ее прохождении по дну, украинская- по поверхности) решается путем отдельного соглашения между Сторонами, ибо перечеркивает российской стороне эффективный политический ход- ратифицировать этот Договор с оговоркой, что он вводится в действие только после подписания и ратификации соглашения о морской границе между Россией и Украиной в Азовском море и Керченском проливе.
Немало вопросов вызывает и "Договор о государственной границе". Во-первых, линия границы проведена несовершенно. Ее линия зачастую проходит прямо по огородам, разделяет жилые дома и постройки. Но самое главное- новая линия границы не идентична административной границе между бывшими РСФСР и УССР, которая имела протяженность 1925, 8 км. Новая граница превышает протяженность старой на 48, 24 км. При проведении определении линии государственной границы имела место методическая ошибка- использованный при ее определении масштаб карт не позволяет с необходимой точностью обеспечить необходимую геодезическую привязку к местности, что может быть использовано для гипотетических территориальных претензий Украины. Впрочем, они не являются гипотетическими в контексте реализации "Меморандума о взаимопонимании между Кабинетом министров Украины и штабом Верховного главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Атлантике и штабом главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Европе в отношении обеспечения поддержки операций альянса со стороны Украины" (далее "Меморандум Украина-НАТО"), который предусматривает быстрый доступ войск НАТО на ее территорию . Само принятие этого "Меморандума" и его недавнее подписание президентом Кучмой является не просто недружественным шагом, но и прямо нарушает Договор о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Украиной (Статья 6 "Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия и поддержки каких- бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой стороны.
Статья 7. В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к Другой Высокой Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при необходимости осуществляют согласованные или совместные меры с целью преодоления такой ситуации"). Эти угрозы станут еще более реальными в случае прихода к власти воинствующе антироссийских сил, олицетворяемых Ющенко. Статья 5 Договора также оговаривает, что урегулирование вопросов о морской границе в Азовском море осуществляется по отдельному Соглашению, договор вступает в силу после обмена ратификационными грамотами.
Отдельно следует отметить вопрос о ратификации Договора о Едином Экономическом Пространстве. Есть все основания полагать, что Украина ратифицирует Договор о ЕЭП также, как она это сделала в 1991 году с договором о создании СНГ, убрав из него все пункты о единой армии, валюте и т.д. Эти опасения базируются на заявлениях Леонида Кучмы, изложенных в тексте его ежегодного послания о внутреннем и внешнем положении Украины, направленном в ВС Украины 17 марта. Кучма заявляет в этом "Послании", являющимся официальным конституционным документом, что "Украина заинтересована в полной реализации положений Соглашения относительно поэтапного формирования в границах ЕЭП зоны свободной торговли (ЗСТ) без изъятий и ограничений... особенно важным для Украины является отмена Российской Федерацией экспортной пошлины на нефть и газ... Формирование ЗСТ на принципах ВТО должно рассматриваться наивысшей планкой интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в структурах которых возможно участие Украины. Переступивши эту черту, мы можем оказаться в ситуации, которая коренным образом изменит геополитическую парадигму нашей державы, ее стратегический курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию, сформированный в последние годы соответственно с инициативной позицией Президента Украины. Суть в том, что зона свободной торговли является фактически наивысшим уровнем для наших отношений в границах "четверки", при котором для Украины в соответствии со ст. 49 Договора о Европейском Союзе, сохраняется перспектива претендовать на членство в этой европейской структуре. Одновременно участие Украины в формировании ЕЭП не должно снимать с повестки дня вопрос обустройства границы между Украиной и Россией, Украиной и Белоруссией".
Яснее не скажешь - Украина не собирается реализовывать Договор о Едином Экономическом Пространстве, Договоры о границе и Керченском проливе ей необходимы для того, чтобы снять все пограничные проблемы, что является условием для вступления в НАТО. Фактор возможности быстрого развертывания войск НАТО на своей территории будет использован Украиной для давления на РФ в вопросе о морской границе.
В этих условиях идеальным был - бы отказ ГД ратифицировать эти документы, по меньшей мере до проведения российско-украинских консультаций по вопросу "Меморандума Украина-НАТО" в соответствии со ст.7 российско-украинского Договора. Отказ России от ратификации этих документов не только замедлит процесс вступления Украины в НАТО, но и станет знаковым событием, символизирующим наличие у руководства России политической воли для защиты ее национальных интересов в том числе на Украине, решимость и возможность не допустить прихода к власти в Киеве антироссийских сил, возглавляемых В. Ющенко, отстоять акваторию Азовского моря и Керченский пролив в юрисдикции России, создать предпосылки для перелома в российско-украинских отношениях в пользу национальных интересов нашей страны.
Однако, учитывая реальную внутриполитическую ситуацию в России, следует добиваться того, чтобы вступление в силу ратифицированных Договоров было обусловлено позитивным, с точки зрения российских интересов, решением вопроса о морской границе на Азовском море, только после заключения и ратификации Соглашения о морской границе и только в случае согласия Украины провести, в соответствии с российско-украинским Договором, консультации по "Меморандуму Украина-НАТО". Ратификация Договора о ЕЭП должна быть сопровождена специальным Заявлением, в котором была бы высказана твердая позиция, что членство Украины в этой организации, создание зоны свободной торговли возможно только при реализации ею всех принципов ЕЭП, включая унификацию законодательств, таможенный союз и т.д.
Кирилл ФРОЛОВ
[Назад]