Периодизация распространения христианства, причины его упадка (Центральная Азия). Находки в Жетысу
Железняков Б.А.
Тема средневекового христианства Центральной Азии популярна, в значительном количестве публикуются или по-новому интерпретируются отдельные памятники и находки. Становятся более актуальными вопросы общего осмысления истории христианства в регионе и периодизации. В этой связи обращает на себя внимание статья В. А. Кольченко в которой охватывается весь регионе бывшей Средней Азии. В ней история христианства разбивается на пять хронологических периодов:
1) III - VI вв. - зона распространения известных памятников - трех крупных христианских комплексов (так называемый Овальный дом, некрополь Гяур кала, церковь Хароба кошук), ограничивалась Мервским оазисом.
2) V - VII вв. - расширение региона распространения христианства, вплоть до Жетысу (монеты медальоны и другие предметы мелкой пластики с христианской символикой).
3) VII - VIII вв. - выделяется по предметам индивидуального использования: нательные кресты, хумы и др. предметы с надписями христианского содержания и изображениями крестов, в частности известная кружка из Тараза с надписью «Петр и Гавриил».
4) IX - нач. XIII вв. - христианские комплексы в Термезе и Ак-бешиме, широкое распространение нательных крестов, изображения крестов на оссуариях.
5) XII - XIV вв. - определенный упадок, сужение ареала распространения лишь на северо-востоке региона (семиреченские несторианские кладбища).
Первая попытка периодизации, основанная на хронологии и классификации свода христианских памятников Центральной Азии (куда вошло большинство из известных археологических источников), была проведена, по принципу внутренней близости памятников и увязки с крупными историческими событиями. Она стала заметной и благодаря приложению «Археологические памятники христианства и с христианской символикой Средней Азии», насчитывающему 60 единиц. Однако она не отражает историю церквей Востока в должной мере (вопросы о распространение ветвей христианства в разные периоды лишь ставятся), в которой отражались и переломные общеисторические события. Многие выводы В. А. Кольченко хотелось бы уточнить, дополнить свод недостающими казахстанскими материалами.
Несмотря на неизменность общехристианских ценностей, тысячелетняя история христианства в Центральной Азии объективно была разной (периоды подъема и упадка, преобладания той или иной ветви христианства, распространение религии шло то с Запада, то с Востока, превалирующей религией региона была авестийская или ислам и др.) можно выделить характерные периоды Церкви Востока в регионе:
Первый период III - V вв. (ортодоксальный, мелькитский). Он охватывает время первой христианской проповеди и монопольного существования ортодоксальной церкви на юге региона. Существуют легенды об апостольской проповеди в Азии (апостолы Фома, Матфей). Известно о распространении христианства в середине I в. в Эдессе (Месопотамия), в конце I в. оно достигло Ирана. По источникам и археологическим данным, например, в Мерве христианство прослеживается с начала III в. Так, после походов Шапура (середина III в.) в Северном Иране были расселены пленные сирийцы, в основном исповедовавшие христианство. Среди первых проповедников христианства в согдийских текстах упоминается имя владыки Бар Шаба, который был сослан в Мерв с обращенными им в христианство женой и детьми сасанидского шаха Ардашира Сапора, где он и занялся устройством христианской жизни .
О распространении христианства среди эфталитов известно из сирийских источников, описывавших многочисленные войны армян и кушан (эфталитов-хионитов) с сасанидами кульминацией явилась Аварайская битва (451 г.), причем союз армян и кушан был скреплен «клятвой христиан» . Самый древний документ, свидетельствующий о принятии христианства народами Окса, относится к 196 г .
Несторианство возникло в 30-х годах V в. (435 г.), за 20 лет оно было полностью изжито в Византии и быстро распространилось на восток. К концу V в. за счет большей численности несториане получили преимущество внутри Церкви Востока , которая приняла основные догматы, высказанные Несторием с Константинопольской кафедры. Исходя из этого культовая принадлежность памятников этого периода к ортодоксальной церкви, как и ортодоксальности самой Церкви Востока, вряд ли может вызывать сомнения. Возникновение епископства в Мерве относится к 334 г. Уверенно можно полагать о широком проникновении несториан в регион с VI в. (ортодоксальное христианство проникает в Согдинану в IV в, уже к концу III в. в Персии, маздеиздским жрецом Картиром были организованы значительные гонения на христиан) .
Второй период VI – VIII (IX) вв. (сирийско-согдийский). Расцвет несторианской церкви, проникновение ислама. Он знаменует собой возрастание и расцвет несторианской церкви повсеместно в Азии. Продолжается и обостряется борьба с другими ветвями христианства: мелькитами (ортодоксальными) и монофизитами. По-видимому, в Мерве и Согде крупные мелькитские общины просуществовали до кон. VI – нач. VII в. и затем были вытеснены в Хорезм, сохранившись также и в Багдаде до X в. Монофизиты были распространены в основном в Западном Иране. Их общины испытали значительный расцвет лишь во время правления Хосрова II (591 - 628 гг.). Многими исследователями истории несторианской церкви, постулируется мысль о том, что к 800 г. численность христиан к востоку от Дамаска превышала таковую к западу от него . Митрополия несториан в Самарканде учреждается в 628 - 643 гг. или 712 - 728 гг. по другим данным, есть также упоминания о епископстве у Эфталитов в 549 г. (в районе Самарканда). Из семи древневосточных церквей в Жетысу и Южном Казахстане наряду с несторианской известно или вполне вероятно наличине значительных общин христиан других течений [мелькитов (?), сиро-персидских монофизитов, позднее армян], с трудом, однако проникавших в регионы к востоку от Жетысу. Царем тюрок (карлукским джабгу) христианство было принято при патриархе Тимофее. На рубеже IX – X вв. была образована карлукская митрополия . Сирийская несторианская проповедь, направлявшаяся из центра Церкви Востока – Ктесифона, расположенного южнее Багдада, достигла Центрального Китая и Тихоокеанского побережья (Корея, Япония). Вдоль Великого Шелкового пути проповедь несторианства проводилась и торговцами - согдийцами. О масштабах патриархата Церкви Востока (несторианского) можно судить по тому, что митрополиты не выезжали на поместные соборы, а лишь посылали доклады в патриархию каждые шесть лет. Одно из деяний патриарха источник описывает так: «…он благословил миссию на путешествие к Тибету и различным кочевым племенам Центральной Азии, которые перекочевывали по обширным степям, и посвящал епископов для них» . Также период характерен началом распространения ислама в Средней Азии, вызвавшего некоторое оживление христианства в регионе. Происходит замена авестийской религии на ислам.
Третий период VIII (IX)- XI вв. Исламизация Центральной Азии. В это время на церковь первостепенное влияние оказали крупные политические события, отразившиеся на регионе Южного Казахстана и Жетысу. Характеризуется средоточием в Жетысу несториан и представителей других религий, стекавшихся из исламского юго-запада и даоского юго-востока. Здесь столкнулись противоречия не только так называемых «Ирана» и «Турана», которые, временно объединившись, нанесли поражение Китаю (751 г.). К 840 г. противостояние саманидов и карлуков происходило у Сайрама, к 893 г. саманидами был захвачен Тараз. Отмечались перестройка центральных церквей в мечети (известны случаи Бухара, Тараз, Мирки), наложение хараджа, принятие ислама зороастрийцами и др., в том числе и по экономическим соображениям, наряду со значительной адаптацией к традиционным религиям региона (суфизм). Смена правящей династии в Китае значительно повлияла на судьбы приверженцев буддизма, несторианства и других религий времен династии Тан. С середины IX в. было вытеснено несторианство из районов Центрального Китая, а к концу X в. и из Западного Китая в Сибирь и Жетысу. Ограничилась деятельность христиан в Согде и других районах Средней Азии в X в. Таким образом, к концу X - началу XI в. несторианство, в прежних объемах сохранилось в северо-восточных землях мусульманского мира: Жетысу, Нижняя Сырдарья, Восточный Туркестан, и имело устойчивую тенденцию к прекращению и здесь. Успешная проповедь несторианства в значительной конкуренции с манихейством среди кочевых народов Южной и Западной Сибири. Есть основания предполагать, что крупные монофизитские общины в регионе существовали параллельно и несколько дольше, наряду с мелькитскими общинами в Хорезме и Багдаде до конца X в.
Четвертый период XII - XIV вв. Несторианство кочевников. Обострение борьбы доисламских религий с мусульманством. Окончательный упадок несторианства. В 1180 г. учреждается митрополия Кашгара и Невакета. Новый расцвет христианства (несторианского толка) был связан сначала с переселением кочевых племен каракитаев из Центральной Азии после 1125 г., распространивших свою власть до Сырдарьи, позднее с образованием Монгольской Империи. В этот период регион Жетысу и Южного Казахстана входил в единый регион с Восточным Туркестаном и кочевыми империями Центральной Азии. С монголами связан последний расцвет несторианства, возникла идея «желтого крестового похода», Месопотамия и Сирия захвачена монголами. К этому периоду относятся упоминания Рубрука и других путешественников о несторианах в регионах к востоку от Жетысу. Возрастает значение христианства в Китае, в 1248 г. открылась митрополия в Ханбалыке, а несторианин Мар Сергиус был управителем одного из городов (Чинканг).
Особого внимания заслуживает протекционистская сторона отношения к христианам со стороны официальных властей, в частности – «Хартия защиты», выданная несторианскому патриарху Абдишо III от халифа Багдада Муктафи II (1138 г.) В документе упоминается о том, что необходимо пролить свет на официальные отношения между официальными исламом и христианством в то время как ислам имеет власть над миллионами христиан. В документе притеснения христиан – «людей книги» со стороны управляющих или духовных лиц запрещаются и считаются незаконными. В завершении говорится о том, что хартия дается всем несторианам населяющим «Город Мира» и земли стран ислама, также распространяется на греков, якобитов и мелькитов, независимо от того есть они в наличии в настоящее время или нет. Все это наталкивает на мысль о существовании значительных общин христиан в Персии (Западной Персии), откуда могло еще оказываться пастырское влияние на Жетысу, но по- всему оно все более сокращалось.
К 1275 г. относится сообщение об архиепископстве в Пекине, по-видимому, просуществовавшего до 1368 г. – времени упадка монгольской династии Янь. Бронзовые кресты из захоронений несториан из района Ордоса аналогичны изображениям крестов на кайраках несторианских кладбищ Бишкека и Токмака и отличаются еще большим разнообразием стилизаций и наличием сложных орнаментов . На ряде крестов присутствует изображение свастики, что говорит о синкретизме несторианства и буддизма. В личной беседе З. С. Самашев вспоминал об изображениях крестов, сопровожденных сирийскими надписями на кайраках, замеченных им в одной из экспедиций в Западной Монголии. Чума 1338-1342 гг. послужила причиной массовой гибели христиан в Шуйской долине, однако, встречаются намогильные эпитафии, сообщающие о том, что похороненный перешел в мусульманство и, видимо, это отражало общий ход истории.
В Самарканд Тимуром были переселены армяне со священником Карапетом Джугаеци, который впоследствии стал епископом общины , еще ранее осуществлявшие миссию и ранее по примеру других восточных церквей (монастырь армянских братьев на Иссык-Куле 1375 г.). На одном из кайраков, найденных Н.Н. Пантусовым при раскопках «Пишпекского» кладбища И.Я. Марром прочитана надпись о том, что там был похоронен армянский епископ Иоанн, что навело академика на мысль об армянской колонии . Интересны предания о перенесении Тимуром мощей иудейского пророка Даниила из Персии в Самарканд. Вопросы религиозной политики Тимура требуют значительных исследований, особенно относительно христианства. Очевидно, что деятельность несторианской церкви была запрещена, при этом оставшиеся несториане бежали на северо-запад Ирана, для несториан был возможен переход в лоно армянской церкви. С другой стороны, даже к началу правления Тимура нет свидетельств наличия крупных несторианских общин в регионе. К этому времени относится окончание деятельности несторианских и католических миссий в Китае.
Безусловно, периодизация христианства носит предварительный характер. Остается много вопросов, например, о прерывности христианства вообще и в частности между VIII и X вв. в Жетысу. Однако Г. Л. Семенов склоняется к его беспрерывности . Известно, что Шуйская долина долгие столетия была центром несторианства региона, очевидно, что в других регионах история христианства прерывалась. Если история проникновения и распространения христианства известна, то вопросы прекращения несторианской миссии исследованы недостаточно.
Деятельность католических священников (устроивших митрополию в Пекине и построивших церковь в городах на Шелковом пути, например, в Алмалыке) и возможно спровоцировавших межхристианскую вражду, также неоднозначно повлияла на христианство. Деятельность католических миссий заслуживает серьезных отдельных исследований (хотя бы как источник по казахстанскому отрезку Шелкового пути). На Западе исследованию папских миссий посвящены десятки монографий.
Западная Европа была напугана событиями, перевернувшими всю Евразию и начала искать союза с монголами. Первые западные миссии к монгольским ханам, управлявшим большей частью мира, по-видимому, потерпели неудачу, о них мало конкретной информации. В дальнейшем католики искали союзников христиан (несториан, которых изначально должны были считать еретиками) на Востоке, проверяя легенду «о царстве пресвитера Иоанна». Расцвет иезуитской (францисканский и доминиканский ордены) деятельности пришелся на начало второй половины XIII в., проявившейся в борьбе за «Святую Землю» и «Гроб Господень», когда антиисламская коалиция неожиданно потерпела поражение в 1271 г. в Египте. В XIV в. затухает деятельность католиков, когда образованные ими миссии стремились лишь перекрестить в католичество несториан и других христиан (пленных и находящихся на службе православных, армян). Безусловно, деятельность папских легатов не была только дипломатическая, практически все миссии на обратном пути проходили через г. Мадрас и поклонялись могиле (мощам) апостола Фомы. Наличие несториан в Алмалыке (г. Куча) подтверждается кайраками с изображением креста и надписями сирийским алфавитом, датируемого XIII - XIV вв. (рис. 1) . Несмотря на растущую оппозицию несториан, католиками проводилась активная проповедь. Монтекорвино открыл католическое архиепископство в Ханбалыке в 1307 г. в частности, он докладывал о крещении 10 000 монголов. Чуть позже францисканцы образовали епископство в ставке Чагатаидов в Алмалыке (1320 г.), в 1334 г. преобразованное в архиепископство. Правда через четыре года власть сменилась. После смерти последнего чагатаида все христиане в городе были перебиты, включая францисканцев. Сведения о присутствии в Алмалыке католической миссии содержатся в отрывочных сведениях Маринолли, который прибыл в Алмалык на р. Или в 1340 г. и по пути в Китай произнес: «Здесь мы построим церковь, пропел гимны и крестил несколько человек из местных, несмотря на то, что только за год до того епископ и шесть монахов, приняли святое мученичество во имя Воскресения Христова» . Крестовые походы, отдельные выступления несториан против мусульман, например в Самарканде, предопределили крайне негативное отношение к несторианам и повлекли за собой запрещение их деятельности в регионе после правления Чагатая.
Безусловно, роль Запада была заметной, но не была решающей. Все же основная опасность заключалась в той длительной борьбе старых религий с мусульманством. Известно о длительном покровительстве христианству, буддизму, манихейству монгольских ханов, о значительных интригах служителей культов. Так, Джузджани пишет о постоянных подталкиваниях хана Гуюка буддистскими священниками преследовать мусульман под предлогом сохранения им престола. Предлагалось запретить служения и проповедь. Так или иначе, но Джузджани подтвердил благоволение Гуюка по отношению к христианам . Буддизм и Зороастризм под исламским владычеством исчезли быстро (благодаря фигурам и скульптурам идолов в их храмах), лишь в Восточном Туркестане буддизм сохранялся значительно дольше. Более того, имеются интересные факты синкретизма мусульманства и буддизма. Например, при раскопках А. Стейном мусульманской святыни (захоронения) в Тариме, посвященной четырем имамам, выяснилось, что изначально это был буддийский памятник . Интересна и история с другим захоронением в Тариме, упомянутая в мусульманской агиографии XVI в. «История Увайсов», которая содержит легенду о суфии Мухибб-и Кумаре («Любителе горных змей») и почитаемой змее. Вероятно, она взята из буддистской истории о змее, связанной с историей о философе Нагаруне .
Традиционно и оправданно исчезновение христианства в Центральной Азии приписывают Тимуру. Он мечтал об огромной державе от Москвы до Индии. И в поверженных городах выкладывал пирамиды из десятков тысяч христиан, мусульман, индусов и язычников. Церковь Востока уже не смогла восстановиться после таких ударов. Нетронутой осталась церковь Малабара (Западное побережье Индии), существовавшая со времен апостола Фомы.
Однако не только Тимур, папские миссии или болезни повлияли на исчезновение несториан в Жетысу и Центральной Азии (практически во всех мусульманских странах Ближнего и частично Среднего Востока до настоящего времени сохраняются значительные общины христиан разных толков, ведущих происхождение с ранне-средневекового времени). Пожалуй, наибольший ущерб несторианской церкви нанес общий упадок образованности и благочестия, наступившей в значительной степени из-за оторванности от центров несторианской церкви. По этой причине несторианство Жетысу все больше походило на аморфную синкретическую религию. Еще Рубрук в середине XIII в. отмечал упадок несторианской церкви: «Несториане там ничего не знают. Они произносят свою службу и имеют священные книги на сирийском языке, которого не знают…, и отсюда они совершенно развращены. Прежде всего, они лихоимцы и пьяницы, некоторые из них имеют многих жен. Входя в церковь, они, подобно сарацинам, моют себе нижние части тела, в пятницу едят мясо и, устраивают в этот день попойки. Редко бывает в этих странах епископ, может быть, едва один раз в пятьдесят лет. Тогда они заставляют его поставлять в священники всех младенцев, даже в колыбели, отсюда все мужчины их – священники». Много свидетельств этому в эпитафиях на надмогильных кайраках из Жетысу, датирующихся XIII - XIV вв . Далее Рубрук пишет о недопустимом брачном законе несториан и об исполнении священнических обязанностей исключительно за деньги . Судя по тому, что на большинстве семиреченских кайраков содержатся сирийские надписи эпитафий, в несторианских общинах были все же люди, владевшие сирийской грамотностью, Однако встречается значительное количество камней и без надписей. Можно уверенно полагать об упадке несторианской культуры в регионе, отделенном тысячами километров от центра, прогрессирующей мусульманской культуре. Неудивительно, что католическая и армянская церкви разворачивают проповедь на подобном фоне упадочного состояния несторианской церкви XIII в.
В символике несториан изначально было запрещено изображение распятия, как позорного факта. Кресты у несториан становились предметом украшения и идентификации, отдаляясь от символа христианства. В этом смысле несториане во многом уподоблялись манихеям (вобравших христианство, как одну из своих основ) и приверженцами традиционных воззрений Центральной Азии имевших, в частности, символику креста. Лишиться креста – символа христианства несториане не могли (в этом случае они были бы даже не манихеями, символом которых был крест (равноконечный или оформленный крестовидным сплетениями лент или раскидистым растением). Заинтересованный, но непредвзятый судья сасанидский шах Хосров II подчас с трудом признавал за несторианами право именоваться христианами, выгнав их с устроенного им трехстороннего межхристианского спора.
Говоря об Илийской долине Жетысу трудно обойти вниманием средневековый Талгар, где также обнаружены христианские предметы. При раскопках городища найдены “следы христианства в несторианской (по мнению И. И. Копылова) форме (бронзовая скульптурка распятия Христа, бронзовый крестик, изображения крестов на бронзовых цилиндрах)” . Именно бронзовые цилиндры (детали светильников) из Талгара получили наибольшую известность . Подобные же цилиндры, найденные в Жетысу, Фергане, достаточно хорошо известны и экспонируются в центральных музеях. Значительная часть цилиндров орнаментирована (выгравирована) рельефным рисунком, содержащим в центральной части изображение равноконечного креста, в то время как синхронные им и аналогичные по форме, размерам и назначению цилиндры покрыты изображением арабской вязи на фоне растительных мотивов. На Талгарском городище было найдено несколько совершенно идентичных бронзовых цилиндров в разные годы проведения раскопок. Последняя находка значительного числа цилиндров с крестами отмечена на центральной части городища в ходе раскопок 2002 г. под руководством Т.В. Савельевой, когда был найден клад бронзовых вещей (бронзовые цилиндры с орнаментом, составленным арабскими буквами на фоне растительных массивов и точек, центральным изображением был крест) .
По свидетельству Ю. А. Мотова, участвовавшего в раскопках Талгарского городища под руководством И. И. Копылова, во время находки двух бронзовых цилиндров с крестами в тайнике бронзовых изделий под полом жилища одновременно был найден и бронзовый нательный крест, очевидно, принадлежавший хозяину жилища и запрятанный в укромное место под фундамент жилища во время одного из христианских (религиозных) гонений. Производство подобных цилиндров с несторианской и мусульманской символикой относится к IX - XI вв. в регионе Средней Азии или Ирана и подтверждает мысль В. Г. Луконина о том, что в Сасанидском Иране (и, очевидно, несколько позже) не было ремесла для отдельного культа: на совершенно идентичных предметах по форме, размерам и назначению мог быть изображен орнамент, характеризующий ту или иную распространенную религию (зороастризм и христианство или мусульманство и христианство). Бронза представляла значительную ценность как материал и благодаря кладам отдельные массивные бронзовые детали дошли до наших дней. С другой стороны, логичным было бы предположить, что бронзовых цилиндров с мусульманскими символами веры выпускалось не менее, чем с несторианскими, однако прятались, как правило, цилиндры с крестами. Религиозные (христианские) гонения в регионе, видимо, характерны для докиданьского раннего ислама (X - XI вв.). Они предшествуют массовому проникновению каракитаев и других кочевых племен из Центральной Азии в первой половине XII в. (1124 г. победа каракитаев над Караханидами в Жетысу), значительная доля которых была несторианами, в связи, с их прибытием несторианами была образована митрополия Кашгара и Невакета (1180 г.). Христианские гонения в Талгаре и Илийской долине домонгольской эпохи могли происходить в XI – нач. XII в. и вероятно, были продолжением тех процессов, которые до этого наблюдались в Шуйской долине, в частности, время постройки и функционирования второй несторианской церкви на Акбешиме укладывается, по мнению Г.Л. Семенова в сравнительно небольшой отрезок времени – 100 лет (X - XI вв.) затем внешние обстоятельства вызвали запустение церкви и, очевидно, прекращение деятельности несторианской общины. Раскопки на Акбешиме не выявили церковную утварь. Она была разграблена или унесена. Массивные цилиндры с Талгара могли быть основными информативными деталями подобных светильников, подсвечников в культовых сооружениях, воздвигаемых в IX - X вв. в Жетысу, Фергане и др. и поставляемых из центров несторианства и ремесла (Самарканд, Мерв, Багдад и др.). Возвращаясь к вопросу об альтернативной орнаментике или двойном использовании культовых предметов, то в этом смысле показательна древняя иранская ткань (пелена) из ГИМа. Одна из сторон шелка имеет золотую вышивку со сценой распятия, (12 апостолов – по крям и четыре фигуры, предстоящие распятию, поверх которого четыре ангела). Оборотная сторона содержит повторяющиеся изображения фигуры крылатого чудовища: ассирийский бык на львиных лапах . С догматической точки сцена распятия очень проработана и могла быть исполнена для монофизитов или мелькитов. Оба изображения обоснованно датированы исследователем VIII – IX вв., эпохой сразу после падения Сасанидов.
Находки несторианских нательных крестов и сходных по размерам и функциональному назначению христианских культовых предметов (подвески с христианскими изображениями и символами), изготовленных из различных материалов: бронзы, серебра, нефрита являются достаточно распространены в Жетысу и, в особенности, в Шуйской долине . В частности, среди находок, сделанных при раскопках поздней несторианской церкви Акбешима (Суяба) по свидетельству Г. Л. Семенова, следует отметить нательный нефритовый крест . Само строение церкви датируется X - началом XI вв. Другой нательный крест из нефрита (3,8х3,5х05 см) найден на Краснореченском городище и относится к VIII - IX вв . Случаются находки предметов христианского культа из нефрита и в казахстанской части Шуйской долины, в частности на городище Актобе (Степнинское), расположенном на верхней террасе р. Аксу. Так, в ходе проведения археологических работ Ф.П. Григорьевым в яме на берегу реки была найдена подвеска из полупрозрачного светло-серого нефрита .
Подвеска подпрямоугольной формы (3,5х3,1х0,5 см). Сверху имеются следы отломанного ушка для подвешивания. На поверхности лицевой стороны (более зашлифованной) рельефно вырезан крест широкий и равноконечный. Лопасти креста представляют собой четырехугольники подквадратной формы, разделенные на прямоугольники пятью-семью прочерченными крест на крест рельефными линиями. Места сочленения лопастей оформлены четырьмя засверленными округлыми неглубокми углублениями, очевидно, остававшихся в несложном декоре нефритовой подвески с ранних времен, когда изображения крестов богато украшались перлами (очевидно V - VI вв. и свидетельствовавшая о связях христиан Тараза с христианами Западной Индии несторианская икона, не вошедшая в «Свод христианских памятников», В. А. Кольченко) .
Коротко отвлекаясь от основной темы, хотелось бы дополнить сведения исследователя о круглых керамических кирпичах с вырезом равноконечного креста в центре (VII – IX вв.), найденных на городищах Туркестана и Орнека, хранящихся в музеях Туркестана и Тараза. Диски с крестами происходили обычно с замков-кешков, в орнаментации которой были смешанные авестийские мотивы и символы христианства, видимо свидетельстовавшие о сплаве учений в мировоззрении. В тоже время находки равноконечных крестов на керамике может выдавать и их манихейские корни. В последние годы несколько фрагментов керамики с крестами найдено на Антоновском городище, на котором было развито и манихейство. Один из фрагментов керамики с крестами был найден в предыдущие годы. В ходе раскопок Т.В. Савельевой, М. Каменщикова в 2004 г. был обнаружен фрагмент с крестами, образованными равносторонними треугольниками. Повторяющиеся кресты оттиснуты вдоль венчика сосуда (рис. 4).
В центре нашей подвески – в перекрестии лопастей, в просверленном насквозь отверстии (диаметром 0,5 - 0,6 см) содержится вставка цилиндрической формы, грубо выточенная из минерала зеленного цвета (жадеита?). Судя по краснореченской аналогии, изначально вставка была изготовлена из сходного же материала – светлого нефрита и лишь затем, при утере, выточена из темного минерала. Датировка предмета затруднена, так как он был найден в яме (мусорной), обнаженной эрозией почвы берега реки, среди фрагментов керамики VIII - X вв., по определению Ф. П. Григорьева.
Нефритовая подвеска подтверждает наличие в городе христиан, несторианского толка, которое уже было отмечено ранее в результате археологических раскопок, вскрывших винодельню городища, пол которой был вымощен жженым кирпичом с прочерченными изображениями крестов . Уже отмечалось, что производили вино в регионе несториане. Так, в поздней церкви на Акбешимском городище часть боковых помещений была использована в качестве винодавильни и хранилищ для вина , что наводит на мысль о возможном существовании церковки в средневековом городе на месте городища Актобе.
Центром добычи нефрита были окрестности города Хотан в Восточном Туркестане. Возможно связать распространение нефритовых поделок в регионе с влиянием Китая, а несторианские предметы из нефрита могли быть распространы с cередины VII в. – времени проникновения несторианской миссии в области Центрального Китая, и особенно со второй половиной IX в. – времени запрещения всех религий в Китае (845 г.), за исключением традиционного даосизма. Известно свидетельство от 980 г. несторианского монаха из Багдада, вернувшегося из Китая, чтобы найти оставшихся после гонений христиан, но так и не обнаружившего живых остатков христианства . Развалины известной церкви в Гоачани (Тарим) с христианскими фресками датируются IX - X вв.
Одним из центров несторианства Центральной Азии в средние века была Шуйская долина, по которой проходила трасса Шелкового пути. О согдийцах – «финикияне караванных путей» (Бартольд) сказано много, как и о их роли в распространении несторианства, оформившегося из сирийской культуры, оказавшей влияние на значительную часть старого Света до Кореи и Японии. Несмотря на то, что сирийский язык был языком литургии несторианской церкви, согдийский язык был основным языком общения на Великом Шелковом пути на протяжении нескольких столетий. Среди несторианских текстов, найденных в бассейне р. Тарим немецкими экспедициями 1902 - 1914 гг., значительная доля написана на согдийском языке, а у большинства прослеживается факт перевода с согдийских версий. В значительной степени на согдийском языке по всей Азии распространилось не только христианство, но и буддизм, и манихейство .
Очевидно, находка из нефрита является достаточно распространенным предметом, относящимся к несторианскому культу, характерным не только для Шуйской долины, но и Восточного Туркестана и Жетысу, в значительной мере объединенных общей культурой в IX – начала XI вв., и связана с оттоком несториан и, в первую очередь, сирийских и персидских проповедников из Китая на запад и север. Многочисленные бронзовые цилиндры с крестами свидетельствуют о связях Жетысу с центрами культуры и ремесла мусульманского мира к юго-западу от Жетысу. Таким образом, в IX - XII вв. Северо-восточный Жетысу был своего рода, убежищем для буддистов, несториан, манихеев из соседних земель. Кроме общего интереса к христианству средневековья, исследователи считают незаслуженно забытыми монофизитов и, возможно, мелькитов. Есть основания предполагать, что археологические исследования в Южном Казахстане выявят памятники и этих ветвей христианства , что свидетельствует о богатстве и многообразии культур Казахстана.
В статье поднимаются вопросы, связанные с культурами средневекового Казахстана и всей Евразии, куда ярким сегментом входила христианская культура, происходившая из Сирии. Христианство в значительной степени взаимодействовало с местными культурами. Одним из таких взаимодействий явилось манихейство. Если в ранний период христианство еще не проникает в Жетысу, то в поздний период, наоборот Жетысу становится центром христианства, принесенного с Востока и Запада. Два события: исламизация Центральной Азии и монгольское нашествие резко изменили ход дальнейшего развития Азии.
SUMMARY
The generalization of materials about the spreading of Christianity in Central Asia is given in this article. Also the attempt of looking in various Christian branches which were spread from 3-14 cc. AD on the territory of Asia is made. Question with Christian communities is quite popular and well studied and the question of chronology of periods of history suggests itself.
There were four periods marked by us: 1) 3-5 cc. AD – Melkhit (Orthodoxy), rivalry between Melkhits and Nestorians at the end of period;
2) 5-8(9) cc. AD – golden age of Nestorian Church, which spread up to Pacific Ocean; recurring rivals between Nestorians and Jacobites in Central Asia;
3) 8(9) – 11 cc. AD – process of Islamization of Central Asia; failure of Nestorians, and small communities of Jacobites and Melkhites in most regions of Central Asia.
4) 12-14 cc. AD – the flourish of the Steppe Christianity (Nestorian), Catholic Papal Missions, Alans, Russian (Orhodox), Armenians, reflected mostly on the northern regions of Central Asia.
Second part of the article devoted to description and interpretation of two archaeological finds from Zhetysu with Christian ornamentation. Both objects belonged to the third period
Западные путешественники по Великому Шелковому пути (середина XIII - начало XV вв.)
Годы |
Путешественник |
Основной источник. Примечания |
1245-1247, 1249-1251. |
Эндрю де Лонгимо |
Антиохия,Персия, южный берег Каспийского моря, Тараз ставка Куюк хана (Алакуль или, скорее, Каракорум). Известно по упоминаниям поздних путешественников |
1245-1248. |
Ацелинус и Симон де Сан Квентин |
Доминиканец. Ливан, Южный Кавказ, обратно Тебриз, Мосул, Алеппо |
1245-1247. |
Джон де Плано Карпини ( Pian del Carpine ) и Бенедикт Пол |
Францисканский монах. Путешествовал до двора в окрестностях Каракорума. Джон де Плано Карпини и Вильям де Рубрук, как было впервые напечатано в 1598 (Лондон, 1893, репр 1967) 107-144. « Historia Mongolorum" |
1253-1255. |
Гильом де Рубрук (Guillaume/Willem Ruysbroeck) |
Черное море, р. Волга, Каялык, Каракорум. «Миссия монаха Гильома де Рубрука: Его путешествие ко дворуВеликого хана Мунгке, 1253-1255. "Itinerarium"
|
1254-1255. |
Гайтон I ( Hethum , Haithon ) и Киракос Гандсакетци |
Правитель Малой Армении. " История Гайтона Армянина ( написанная в 1307)" |
1260-1269, 1271-1295. |
Николо и Матфео Поло |
Купцы, отец и папа известного Марко. Крым, Бухара, двор Кубилай хана в Северном Китае |
1271-1295. |
Марко Поло . |
Персия, Памир, Такламакан, обратный путь морем до Ормузда. Книга синьора «Марко Поло из Венеции»: Описания стран и чудес Востока. Издана под редакцией с замечаниями полковника сэра Генри Юля ( Лондон , 1903) |
1279-1328. |
Джон де Монти Корвино. |
Пись Францисканец, занимался проповедями. Католический святой. Путешествовал морем из Персидского залива. Письмо из Китая от 8 января 1305 г. (епископ Китая) |
1316-1330. |
Одорик де Порденон |
ФранФранцисканец. Армения, Персия, Пекин обратно Тибет, Памир. |
1325-1354. |
Ибн Батутта |
Северная Африка – Китай и обратно. Путешествия Ибн Батуты 1325-1354. Перевод с арабского (Лондон, 1958-1994) |
1339-1353. |
Джон де Маринолли
|
Черное море, Ургенч, Такламакан, Пекин, обратно морем. Богатый путешественник из Флоренции, последний папский легат (Константинополь, Кафа, Сарай, степь, Алмалык) Отрывочные сведения его Путешествия на Восток. |
1340. |
Франческо Балуччи Пеголотти
|
Флорентийский купец и писатель. Маршрут: Азов, Астрахань, Хива, Отрар, Кульжа, Каньчжоу. Копия его купеческого дневника была сделана в 1471 г. « Pratica della Mercatura » , ( Лондон , 1916) |
1403-1406. |
Руи Гонсалес де Клавихо и Альфонсо Паез |
От испанского короля Генри III к Тимуру. Черное Море, Тебриз, Балх, Кеш (Шахр-и Сябз) Самарканд. Содержит описания западного участка торгового пути, торговля с Индией и Китаем, сооружения тимуридской эпохи. Посольство к Тамерлану ( Нью-Йорк / Лондон , 1928). |
[НА ГЛАВНУЮ] [НАЗАД]